Едят ли мясо буддисты? — вопрос, волнующий многих сторонников “Буддхадхарма” (учение Будды). Чтобы на него ответить, следует обратиться к истокам учения Сиддхартхи Гаутамы, более известного как Будда Шакьямуни, так как за две с половиной тысячи лет возникло огромное количество ответвлений буддизма, а также различных духовных практик внутри самого учения.
Во времена Будды на мясоедение не налагалось табу, но всё не так просто, были и ограничения. Главными принципами буддизма являются отказ от насилия, страданий и причинения боли, в связи с чем монахам запрещалось добывать мясо животных и заниматься земледелием, поскольку такая деятельность обязательно влекла за собой смерть живого существа. Объясняется это тем, что животные и даже растения имеют чувства, поэтому монахам запрещается причинять им вред.
Тем не менее, буддисты относились к мясу с осторожностью: допускалось употреблять его в пищу, только если оно было принято в качестве подаяния. Догмат, закрепленный в Палийском каноне (собрание священных буддийских текстов) гласит:
“Дживака, я говорю, что есть три случая, когда мясо не может быть употреблено в пищу (монахом): когда он видел, слышал, или предполагает, что животное было убито специально ради него”
Когда монах получает мясо в качестве подаяния, то он должен обязательно его принять, чтобы не обидеть и не разочаровать подателя. Также, в буддизме под строгим запретом находятся определенные виды мяса. Из текстов различных учений следует, что нельзя употреблять в пищу мясо человека, собаки, змеи, слона и лошади, а также мясо некоторых хищников.
Рацион Будды
Многим последователям буддизма интересно, ел ли Будда мясо. В различных суттах встречается, что Будда мог употреблять мясо в период жизни во дворце. Однако, в текстах, повествующих уже о периоде, когда Будда достиг просветления, нет ни единого упоминания, где говорится, что он ел мясо. Также, согласно одной из версий, возможной причиной смерти Будды являлось отравление “сукара-маддавой”. В переводе с языка пали (древнеиндийский язык) “сукара” – это свинья, а “маддава” – что-то мягкое или нежное. По сей день, буддисты всего мира ведут споры о правильности перевода. Одни переводят напрямую «нежная свинина», а другие утверждают, что Будда, согласно священным писаниям, был вегетарианцем, и переводят как “свиные грибы”, то есть трюфеля.
Что касается буддистов-мирян, разрешается ли им есть мясо, то каких-либо жестких рамок Будда не устанавливал, разве что осуждал профессию мясника. Миряне для монахов представляли основной источник ежедневного подаяния, поэтому Будда не ограничивал мирян в рационе, тем самым заботясь о них, призывая придерживаться срединного пути (концепция в буддизме, которая предполагает соблюдение баланса между аскетизмом и наслаждениями).
Буддизм и здоровье
Предусмотрен ли в буддизме отказ от вегетарианства, если есть противопоказания по здоровью? Изменение рациона из-за проблем со здоровьем в буддизме не возбраняется. Например, тибетский лидер Далай-лама XIV, известный сторонник вегетарианства, неоднократно выступал с призывами гуманно относиться к животным. Также, он ввел вегетарианскую диету для монахов во всех тибетских монастырях на юге Индии. Однако после того, как в 1965 году Святейший стал вегетарианцем и соблюдал диету в течение 20 месяцев, у Далай-ламы был обнаружен гепатит. По настоятельной рекомендации врачей, вернувшись к привычному рациону, Далай-лама употребляет мясо в пищу 1-2 раза в неделю.
География и климат
Кроме того, рацион буддиста меняется в зависимости от климатических условий, поэтому можно утвердительно ответить на вопрос: “Едят ли мясо буддисты?”. Например, тибетским монахам было трудно поддерживать вегетарианство из-за специфики местоположения их проживания, поэтому приходилось употреблять в пищу животное мясо. Когда буддизм дошёл до рыбацких деревень Японии, то не помешал рыболовному промыслу, поэтому рыба осталась в привычном рационе местных жителей.
На западе дела обстоят иначе. Большая часть буддистов придерживается вегетарианства, и тем самым продвигает догматы неупотребления мяса в рацион. Так как, есть убеждение, что мясо пробуждает страсти в человеке и мешает духовному прогрессу.
Вывод:
Одно из главных заблуждений состоит в том, что практикующий буддизм человек обязательно должен стать вегетарианцем, но это не так. Сторонники учения стараются не впадать в крайности в столь деликатном вопросе, придерживаясь концепции срединного пути, так как считают, что это мешает духовному просвещению. Однако, следовать вегетарианской диете или нет, является личным выбором каждого буддиста.
Добавить комментарий