Едят ли мясо буддисты?

Едят ли буддисты мясоЕдят ли мясо буддисты? вопрос, волнующий многих сторонников “Буддхадхарма” (учение Будды). Чтобы на него ответить, следует обратиться к истокам учения Сиддхартхи Гаутамы, более известного как Будда Шакьямуни, так как за две с половиной тысячи лет возникло огромное количество ответвлений буддизма, а также различных духовных практик внутри самого учения.

Во времена Будды на мясоедение не налагалось табу, но всё не так просто, были и ограничения. Главными принципами буддизма являются отказ от насилия, страданий и причинения боли, в связи с чем монахам запрещалось добывать мясо животных и заниматься земледелием, поскольку такая деятельность обязательно влекла за собой смерть живого существа. Объясняется это тем, что животные и даже растения имеют чувства, поэтому монахам запрещается причинять им вред.

Тем не менее, буддисты относились к мясу с осторожностью: допускалось употреблять его в пищу, только если оно было принято в качестве подаяния. Догмат, закрепленный в Палийском каноне (собрание священных буддийских текстов) гласит:

“Дживака, я говорю, что есть три случая, когда мясо не может быть употреблено в пищу (монахом): когда он видел, слышал, или предполагает, что животное было убито специально ради него”

Когда монах получает мясо в качестве подаяния, то он должен обязательно его принять, чтобы не обидеть и не разочаровать подателя. Также, в буддизме под строгим запретом находятся определенные виды мяса. Из текстов различных учений следует, что нельзя употреблять в пищу мясо человека, собаки, змеи, слона и лошади, а также мясо некоторых хищников.

Рацион Будды

Многим последователям буддизма интересно, ел ли Будда мясо. В различных суттах встречается, что Будда мог употреблять мясо в период жизни во дворце. Однако, в текстах, повествующих уже о периоде, когда Будда достиг просветления, нет ни единого упоминания, где говорится, что он ел мясо. Также, согласно одной из версий, возможной причиной смерти Будды являлось отравление “сукара-маддавой”. В переводе с языка пали (древнеиндийский язык) “сукара” – это свинья, а “маддава” – что-то мягкое или нежное. По сей день, буддисты всего мира ведут споры о правильности перевода. Одни переводят напрямую «нежная свинина», а другие утверждают, что Будда, согласно священным писаниям, был вегетарианцем, и переводят как “свиные грибы”, то есть трюфеля.

Что касается буддистов-мирян, разрешается ли им есть мясо, то каких-либо жестких рамок Будда не устанавливал, разве что осуждал профессию мясника. Миряне для монахов представляли основной источник ежедневного подаяния, поэтому Будда не ограничивал мирян в рационе, тем самым заботясь о них, призывая придерживаться срединного пути (концепция в буддизме, которая предполагает соблюдение баланса между аскетизмом и наслаждениями).

Буддизм и здоровье

Предусмотрен ли в буддизме отказ от вегетарианства, если есть противопоказания по здоровью? Изменение рациона из-за проблем со здоровьем в буддизме не возбраняется. Например, тибетский лидер Далай-лама XIV, известный сторонник вегетарианства, неоднократно выступал с призывами гуманно относиться к животным. Также, он ввел вегетарианскую диету для монахов во всех тибетских монастырях на юге Индии. Однако после того, как в 1965 году Святейший стал вегетарианцем и соблюдал диету в течение 20 месяцев, у Далай-ламы был обнаружен гепатит. По настоятельной рекомендации врачей, вернувшись к привычному рациону, Далай-лама употребляет мясо в пищу 1-2 раза в неделю.

География и климат

Кроме того, рацион буддиста меняется в зависимости от климатических условий, поэтому можно утвердительно ответить на вопрос: “Едят ли мясо буддисты?”. Например, тибетским монахам было трудно поддерживать вегетарианство из-за специфики местоположения их проживания, поэтому приходилось употреблять в пищу животное мясо. Когда буддизм дошёл до рыбацких деревень Японии, то не помешал рыболовному промыслу, поэтому рыба осталась в привычном рационе местных жителей.

На западе дела обстоят иначе. Большая часть буддистов придерживается вегетарианства, и тем самым продвигает догматы неупотребления мяса в рацион. Так как, есть убеждение, что мясо пробуждает страсти в человеке и мешает духовному прогрессу.

Вывод:

Одно из главных заблуждений состоит в том, что практикующий буддизм человек обязательно должен стать вегетарианцем, но это не так. Сторонники учения стараются не впадать в крайности в столь деликатном вопросе, придерживаясь концепции срединного пути, так как считают, что это мешает духовному просвещению. Однако, следовать вегетарианской диете или нет, является личным выбором каждого буддиста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *